Курс расчитан на 760 часов.
Цель процесса освоения нотной грамоты - создать оптимальные условия для осознанного восприятия и исполнения музыки, а в дальнейшем повышения уровня музыкальной культуры как части духовной культуры детей.
Основными компонентами рассматриваемого процесса явились:
Разработка этапов освоения нотной грамоты в соответствии с календарно-тематическим планом и ходом вокально-хоровой деятельности на уроке музыки
Систематизация музыкального материала и форм работы.
Систематизация методов направленных на осознанное освоение нотной грамоты в ходе вокально-хоровой деятельности.
Рассматривая процесс освоения нотной грамоты учащимися первого класса в ходе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки, необходимо выделить поэтапность данного процесса. В нем были выделены четыре этапа работы, научно-педагогическая идея которых, заключается в следующем:
активизация вокально-слуховых представлений средствами релятивной сольмизации и слоговой системы нотных знаков;
освоение звуковысотных отношений, средствами звукозаписи, пения по руке и цифровой системы обозначения звуков;
освоение метроритмических отношений средствами звукозаписи;
освоение ладовых отношений мажора и минора при помощи зрительных ассоциаций нотной записи и таблицей «болгарской столбицы».
Рассмотрим содержание этапов процесса освоения нотной грамоты первоклассников применительно к вокально-хоровой деятельности.
Процесс освоения нотной грамоты происходит в течение учебного года на уроках музыки, ипоследовательность этапов совпадает с четвертями. Так первый этап: «Активизация вокально-слуховых представлений» - в 1 четверти; второй этап: «Освоение звуковысотных представлений» - во 2 четверти; третий этап: «Освоение метроритмических отношений» - в 3 четверти; четвёртый этап: «Освоение ладовых отношений» - в 4 четверти.
Процесс освоения нотной грамоты первоклассников в ходе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки вырабатывается в поэтапности процесса освоения нотной грамоты .
Основными принципами при организации содержания процесса освоения нотной грамоты выступали:
Соотнесенность внутренней и внешней деятельности в процессе освоения нотной грамоты.
Подчиненность вокально-хоровой деятельности логике формирования вокально-хоровых навыков.
Сочетание донотного и нотного периодов освоения нотной грамоты.
Соотнесенность вокально-хоровых упражнений музыкально-педагогического репертуара этапам освоения нотной грамоты и календарно-тематического плана по программе группы авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной
При исполнении заданий и упражнений для настройки и распевания с первых занятий важно уделять внимание вокальным и хоровым навыкам. К вокальным (певческим) навыкам относятся: певческая установка, дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция. Непосредственно к хоровым навыкам относятся: строй, ансамбль, понимание дирижёрских указаний [29, 27].
На первом этапе процесса освоения нотной грамоты у учащихся активизируются вокально-слуховые представления при помощи зрительных восприятий (рисунков, таблиц, ручных знаков), двигательных ассоциаций, игровой деятельности. Задачи этого этапа составляют:
знать высокий, средний и низкий регистр на основе вокально-слуховых представлений; звукоряд;
знать, уметь различать по высоте два звука «выше – ниже», исполнять их и узнавать на двух линиях; понимать цифровую систему обозначения нот;
знать, что такое нотный стан, скрипичный ключ, нотный знак.
сочетать слоговое название нот звукоряда и метод «ручные знаки».
- Учитель: Юлия Юрьевна Мухина