Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [].
Педагогический коллектив ДОО решает основные задачи дошкольного образовательного учреждения: охрану жизни и укрепления здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; осуществление взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В то же время обнаруживаются трудности социализации детей в дошкольных образовательных организациях.
На наш взгляд, это связано с тем, что в ДОО воспитателем недостаточно осуществляется:
- технологии социально-профилактической функции;
- технологии реализации коммуникативной функции;
- не на соответствующем уровне решаются проблемы ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми, вопросы профилактики домашнего насилия.
Для нормального развития и социализации ребенка необходима атмосфера любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких (родителей или лиц их заменяющих и воспитателей ДОО) ко всем его потребностям. Следовательно, задача создания оптимальных условий для социализации детей дошкольного возраста имеет актуальное значение.
Цель: повышение профессионального уровня воспитателей дошкольных образовательных организаций по проблемам социализации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Процесс освоения программы направлен на совершенствование профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта)
а) общекультурных:
- принимать решения и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск, систематизацию и использование актуальной информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- систематизировать, анализировать и оценивать информацию с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
б) к основным составляющим профессиональной компетентности педагога-воспитателя относятся:
- интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах;
- регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;
- коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию, идентификацию;
- умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций;
в) владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:
слушатель должен знать:
- изменения законодательства Российской Федерации в области образования;
- цели, задачи и содержание современных образовательных технологий в области социализации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО;
- охрану прав детей в образовательном учреждении. Международные правовые акты, обеспечивающие социальную защиту прав ребенка.
- современные методы и технологии охраны и целенаправленного укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, их эмоционального благополучия;
- методы и технологии работы с неблагополучными семьями;
- методы и технологии профилактики домашнего насилия;
- принципы ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста;
- причины агрессивности, нервности в дошкольном возрасте и пути их предупреждения и устранения.
слушатель должен уметь:
- актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями в Федеральном законе «Об образовании в РФ» как деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для социализации обучающихся;
- осуществлять охрану прав детей в образовательном учреждении, использовать при этом международные правовые акты, обеспечивающие социальную защиту прав ребенка.
- реализовать цели, задачи и содержание современных образовательных технологий в области социализации детей в условиях реализации ФГОС ДО;
- использовать современные методы и технологии охраны и целенаправленного укрепления физического и психологического здоровья детей;
- применять в педагогической деятельности инновационные методы и технологии в работе с неблагополучными семьями, в коррекции и профилактике домашнего насилия;
- выявлять причины агрессивности, нервности детей дошкольного возраста и пути их предупреждения и устранения;
- учитывать принципы ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми.